Главная

Знание и незнание: страхи, связанные с обучением, ростом и развитием

Для многих детей рост не связан с обретением способности чувствовать ответственность за свои поступки. Многие маленькие дети чувствуют, что их рост - это способ избавиться от старого своего свойства и приобрести новое: "Я уже большой мальчик (девочка)".

Это обычно выражается в поиске кого-то, у кого есть детские чувства, поскольку рост не воспринимается ребенком как органический процесс, связанный с развитием, начинающийся в младенчестве и развивающийся на его основе.

Подлинные обучение и рост - это болезненный опыт, связанный с многими страхами. Определенная доля фрустраций является неизбежным атрибутом процесса обучения -разочарование от незнания чего-либо или беспокойство по поводу своей невежественности. От способности перенести эти чувства зависит склонность к обучению. Эта боль, по существу, и есть то "облако неуверенности"30 или способность терпеть неопределенность "без раздражительных попыток уловить факты и причины", определяемая Ките как отрицательная способность^1. Она подразумевает умение допускать неопределенность новой идеи (ситуации), которая требует изменения старых мировоззрений и способов их реализации. Все "факты внешнего мира познаваемы только по их вторичным признакам, поскольку они действуют на наши чувства в контексте эмоционального опыта. Способность думать об этих фактах эмоционального опыта требует, чтобы эмоциональность, особенно [страх], контролировались"32.

Психическую сложность преодоления страха чувствовать себя маленьким можно проиллюстрировать на следующем примере с четырехлетней Элисон. Мама Элисон одевала ее так, будто она - взрослая девушка. Девочка вела себя надменно, с чувством превосходства над другими. Она, казалось, смотрела на всех свысока. Ее мать обычно высаживала ее у детского сада и уезжала, не говоря ей "до свидания", не целуя свою дочь - мать считала ее большой девочкой, а большие девочки не плачут, ведь плачут только младенцы.

Однажды в детском саду Элисон видит свою подружку Молли, которая лазает по шведской стенке вместе с другой девочкой, Викторией. Элисон подходит к ним и пытается вступить в игру. Однако ее не принимают. Затем Молли поворачивается к Элисон и говорит: "А у меня голубые сандалии".

Элисон со злостью возражает: "Да нет же, какая же ты глупая! Не голубые, а цвета морской волны". [Назовем это "опусканием поскольку когда один индивид "опускает" другого, он старается "поднять" себя.]

Интересно

Опрос

Вы когда-нибудь обращались к психологу?:

Наши партнеры

Наш Баннер

Для обмена баннерами с нашим сайтом разместите у себя на сайте наш код:

Психологический центр

После этого вышлите нам адрес, где размещена ссылка и мы разместим Вашу ссылку на сайте в самое ближайшее время.